Розовый для девочек, голубой для мальчиков? Цвет и дети

В семье родился малыш. Для окружающих рождение ребенка уже радость… а для родителей и родственников радость приумножается гордостью. И вот, новоиспеченный родитель говорит «У меня сын!» или «У нас доченька!». Так хочется поделиться какой пол у ребенка с окружающими, ведь это так важно. Помочь им в этом может традиционный выбор цвета: голубой для мальчиков и розовый для девочек.
— Ой, какой чудесный мальчик! Богатырь! – говорят, видя ребенка в голубом.
— Какая красивая девочка! Принцесса! – скажут, увидев малышку в розовом.
— Кто у вас: девочка или мальчик? – недоумевают, заметив ребенка в зеленом или желтом.
И это скорее не стереотип, а традиции.

Почему все именно так?

Это пошло от российской императорской семьи. Со времен императора Павла I (указ от 1797года) все новорождённые члены императорской фамилии становились кавалерами высших степеней российских орденов: девочки — Св. великомученицы Екатерины, мальчики — Св. апостола Андрея Первозванного. К этим наградам полагались муаровые ленты: розовая с серебристыми окаймлениями и, соответственно, голубая.

Царской семье стали подражать и перевязывать мальчика синей ленточкой, а девочку — красной или розовой, постепенно вошло в традицию.
Мода эта медленно распространялась в Европе. К началу XX века о том, откуда все началось забыли, а всеобщее распространение в цивилизованных странах половая привязка синего и розового получила только в 1960-х гг.

Но так было не всегда… как не удивительно, в других странах все было наоборот.
В 1914 году американская газета советовала матерям: “Если вам нравиться одевать своих детей в одежду подходящего цвета, и если вы следуете традициям, то используйте «розовый» цвет для мальчиков и «синий» для девочек, согласно”. [Газета «The Sunday Sentinal», 29 марта, 1914 года]
Причина в том, что «розовый» – это более сильный цвет, который больше подходит мужской половине человечества, а более нежный и мягкий синий цвет соответствует женской натуре”. [Журнал «Ladies Home», июнь 1918 года]

Со взрослыми, с традициями, вроде, разобрались. А как же сами дети воспринимают цвета?
В первые шесть недель малыш видит только свет и мрак, поэтому мир для него черно-белый. И лишь после начинает различать цвета. Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только уж потом — фиолетовый, синий и голубой.

Поначалу практически всем детям нравятся яркие, сочные цвета, зачастую даже «кислотные» и неестественные. До десяти лет многие дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый. Но после десяти лет они начинают предпочитать синий. Это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки настроения.

Цветовые предпочтения детей сильно связаны с половой принадлежностью. Сколько бы исследований ни проводилось, ученые всегда приходят к выводу, что большинство маленьких девочек предпочитает розовый, лавандовый и фиолетовый. Маленькие мальчики любят черный и другие темные тона больше, чем девочки.

Является ли подобное пристрастие врожденным или приобретенным, культурно обусловленным? Взрослые бессознательно приучают мальчиков и девочек любить разные цвета, выбирая для них одежду и игрушки. Однозначного ответа на этот вопрос ученые дать не дают. Кто-то считает, что тяга к разным цветам является врожденной, а кто-то – приобретенной.

Не секрет, что цвета имеет психологическое влияние. Это касается не только интерьера детской комнаты, игрушек, одежды ребенка, но всего окружения.

Белый цвет — цвет чистоты, невинности, стерильности, характеризуется совершенством и завершенностью. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.

Синий цвет ассоциируется с глубиной и чистотой. Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий — цвет Царицы небесной Девы Марии. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии.
Оттенки синих тонов пробуждают воображение и вызывают интерес к «далёким мирам». Если вы хотите обратить или привлечь внимание ребёнка конкретно к чему-либо – используйте немного синего цвета.

Голубые цвета — свежесть, лёгкость и невесомость. Голубой цвет оказывает расслабляющее влияние на весь организм ребёнка, успокаивает, а так же может оказывает понижающий эффект на давление. Это цвет беспечности, эмоциональности и общения, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств.

Фиолетовый цвет — цвет беременных. Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Вызывает ощущение внутреннего покоя и гармонии. Символизирует духовное совершенство и чистоту, изобилие и просветление. В перстне кардинала – фиолетовый аметист – символ воздержанности.   

Красный цвет оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие. Из всех цветов он самый теплый. Можно сказать, что красный — любимый цвет детства. Любимые детские игрушки красного цвета: красный мяч, красный самокат и т. д. Красный цвет дарит радость, активизирует и возбуждает, его не должно быть много.

Розовый цвет — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре¬красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити¬ческих и конфликтных ситуаций.

Оранжевый цвет — цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех.
Этот цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности. Желтый цвет гармонизирует и вызывает у ребёнка радостные ощущения, при этом стимулирует его к послушанию и сосредоточенности. Также желтый цвет благоприятно влияет на возбуждённых, нервных и неспокойных детей. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы.

Зеленый цвет символизирует процветание и новые начинания. В нём заложена жизненная возможность, он не обладает действующей во вне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию – не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние. Зелёный цвет может повлиять на развитие и изменения характера у детей. Он оказывает положительное влияние на проявляемый интерес к познанию окружающего мира и учебе. Оттенки зеленого цвета могут внушать смелость и уверенность в себе. Однако не стоит увлекаться зелёным, если ребёнок – флегматик.

Источник